Цифровизация в сфере общепита

Фундаментальный тренд на цифровизацию и меняющиеся предпочтения потребителя оказывают влияние на бизнес-модели. Сфера общественного питания также переживает изменения: по оценке аналитиков компании Aaron Allen & Associates, уже сейчас не менее 6% ресторанных продаж в мире приходится на доставку. При этом ожидается, что в ближайшие годы цифра возрастёт до 10%.

Процесс диджитализации ускорился после внедрения онлайн-сервисов доставки еды, где все опции выполняются через мобильное приложение. Сейчас около 12% онлайн-заказов в России реализуются с помощью чат-ботов, более 15% — со смартфона. Наиболее заинтересованы в интеграции цифровых решений заведения фастфуда, для которых оперативность является ключевым принципом. Активно растущие сети быстрого питания выступают важным драйвером технологизации сферы: они заинтересованы в поиске инновационных концепций еды и упаковки, способов улучшения клиентского опыта и сокращения издержек благодаря новым технологиям. К примеру, создание компактных станций самообслуживания, которые способствуют уменьшению расходов за счёт исключения обслуживающего персонала, или активное внедрение тех же онлайн-заказов. Автоматизированные решения помогают сократить время персонала на выполнение рутинных операций и увеличить его для общения с клиентами, создание атмосферы в заведение.

В «МакАвто» пришли к использованию и других решений на базе искусственного интеллекта: это не только приём и обработка и первичных заказов и передача их на кухню, но и реагирование системы на уличное освещение, распознавание номера машины, и возможно, её владельца — чтобы предложить посетителю что-то персональное, если он приезжает не в первый раз.

Виртуальная кухня

Как уберизация изменила представление потребителей о такси, так сервисы доставки еды на дом меняют модель их взаимодействия с ресторанным сектором. Индустрии быстрого питании приходится подстраиваться под ожидание клиентов о доставке еды в любое время в любое место.

Развитие онлайн-заказов и доставки существенно растёт в последние годы, и этот рост будет продолжаться и в дальнейшем в связи с повышающимся темпом жизни, активной занятостью людей и удобством данного сервиса. Эта тенденция оказалась выгодной и для бизнеса: средний чек при онлайн-заказе обычно выше, чем при традиционном. Компания изучения рыночной конъюнктуры NPD Group связывает этот эффект с дополнительными продажами, когда сайт или приложение удачно предлагает потребителям товары, основываясь на их предыдущих заказах.

На фоне бурного роста сектора доставки на рынке стали развиваться бизнес-модели так называемой призрачной кухни (ghost kitchen), говорит Дмитрий Завьялов: «Множество известных на рынке брендов итальянской, китайской, японской кухни не имеют ресторанов как таковых. Есть производственный цех, а реализация продукции происходит через мобильные приложения или компании-агрегаторы».

Исключение затрат на аренду и интерьер залов для гостей, зарплату и униформу официантов позволяет предпринимателям сосредоточиться на продвижении онлайн-сервиса, качестве продукции и качестве услуги доставки, добавляет Елена Мясникова, доцент кафедры ресторанного бизнеса РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Материал подготовлен на базе rbc.